Стенограмма круглого стола "Перспективы модернизации предприятий Екатеринбурга"



ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ ПТА


КАЛЕНДАРЬ ПТА>>






Генеральный интернет-партнер



Генеральный отраслевой интернет-партнер



Встреча с представителями власти.

Матафонов М.Э.: "Я возглавляю Комитет промышленной политики и развития предпринимательства Администрации города Екатеринбурга. Наш комитет реализует многие проекты в рамках стратегического плана развития города. Самый крупный проект - "Структурная, организационная и техническая перестройка крупных производств". Раньше этот проект назывался "Новая жизнь старых заводов". Второй проект – "Екатеринбург - центр инновационной деятельности и инновационных услуг". И третий – "Развитие малого производственного бизнеса". В рамках развития этих проектов достаточно много позитива. Особенно радует то, что есть проект "Екатеринбург – центр инновационной деятельности и инновационных услуг". Согласно статистическим данным, за последние 4 года доля инновационной продукции, выпускаемой предприятиями города Екатеринбурга, существенно возросла. Мы понимаем, частично это связано с тем, что статистику начали по-другому учитывать. Но даже то, что начали считать по-другому, это уже хорошо".

Аверин Е.Б.: "Сегодня по этому поводу была дискуссия. Вопрос был следующий: получаете ли вы поддержку от власти? Ни один участник не дал положительного ответа. Но, может быть, некая поддержка есть. Может быть, это коммерческая тайна".

Матафонов М.Э.: "Нет, это, конечно, не коммерческая тайна. Это результат совместного труда. Многие из вас являются представителями малого и среднего бизнеса. Программа поддержки малого бизнеса, реализуемая в городе Екатеринбурга - это, конечно, небольшая программа, но в рамках поддержки выставочной деятельности мы всегда готовы Вас принять на своей площадке и организовать любое мероприятие, любой семинар, любую конференцию. А небольшую выставку мы готовы организовать и на безвозмездной основе. Кроме того, в рамках программы любое предприятие малого или среднего бизнеса может получить компенсацию в размере 50 процентов затрат за участие в межрегиональных и всероссийских выставках".

Лыжин П.С.: "Михаил Энгельсович рассказал о системе гос. поддержки на уровне города Екатеринбурга. Давайте я тоже несколько слов скажу о господдержке, только затрону региональный уровень. В настоящее время в Свердловской области сформирована система мер государственной поддержки субъектов хозяйствования. В соответствии с действующим законодательством меры господдержки Правительством Свердловской области предоставляются на конкурсной основе. При соблюдении порядка предоставления и ее форм (предусмотрено Областным законом 43-ОЗ), любой субъект хозяйственной деятельности может получить меры господдержки. В области в настоящее время действует 21 областная целевая программа. Каждая программа является целевой. В зависимости от того, какую цель преследуют эти областные программы, в них предусмотрены соответствующие мероприятия. Вот примерно то, что может быть Вам интересно. Областная целевая программа повышения инновационной привлекательности Свердловской области на одиннадцатые – пятнадцатые годы. В том числе, на 13 год предусмотрены субсидии. Субсидии – это безвозвратные, безвозмездные финансовые средства, которые предоставляются предприятиям, в том числе на возмещение части затрат, на уплату процентов по кредитам, которые взяты на осуществление инвестпроектов, на развитие технологий имеющих важное социально – экономическое значение, так называемых критических технологий. Кроме того, при губернаторе Свердловской области создан совет, который утверждает проекты, которые имеют приоритетное значение для социально – экономического развития региона. Заседание совета проходит раз в квартал и уполномоченный орган (в связи с последней реорганизацией это было Министерство инвестиций и развития Свердловской области), аккумулирует заявки инвесторов и выносит для рассмотрения на заседание этого экономического совета. По результатам, соответственно, принимается решение с участием губернатора по конкретной поддержке этих инвестиционных проектов и, соответственно, даются рекомендации по предоставлению какой-либо инвестиционной помощи. Также есть областная целевая программа по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, которая Вам больше интересна. В ней также предусмотрены субсидии по ряду направлений. Как я уже говорил, государственная поддержка предоставляется на конкурсной основе. Стоит обозначить порядок проведения конкурса. Потенциальные получатели мер господдержки приглашаются принять участие в конкурсе. В течение месяца поступают и регистрируются в условленном порядке заявки предприятий для финансирования. Создается комиссия, по результатам заседания которой принимается решение о финансировании, о размере и выборе проектов, которые будут поддерживаться. Всё это достаточно открыто и всё конечно зависит напрямую от качества подготовленной и представленной заявки непосредственно предприятием. Как правило, мы сталкиваемся со следующими проблемами при предоставлении мер господдержки. Существует определенный информационный вакуум. Не смотря на то, что мы действуем как через союзы работодателей, через средства массовой информации публикуем информацию, о том, что проводятся открытые конкурсы. В результате при подаче заявок получается, что инвестором либо предоставляется не полный комплект документов, либо документы имеют низкий уровень подготовки. И, фактически, на первоначальном этапе отклоняются. Получается так, что уровень подготовки непосредственных заявок, оставляет желать лучшего. Если говорить о создании новых организаций на территории Свердловской области, то тут уже законодательно предусмотрен и в том году был принят ряд законов, который новые предприятия освобождают от ряда налогов. В частности, по налоговой ставке на имущество организации соответствующий закон принят. Предусмотрена льготная ставка по налогу на прибыль в размере 13,5 % для вновь создаваемых предприятий с 2011 года, в случае, если уставной капитал составляет не менее 10 млн. рублей. По данным льготным ставкам уполномоченным органом также принимается решение в случае обращения в адрес правительства Свердловской области. Обсудим частно - государственное партнёрство. Всем известно, что у нас на территории области создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа в Верхней Салде. В настоящее время ведётся разработка проектной документации. И мы планируем, что в течение 13 –ого – 14 – ого годов, будет подготовлена инфраструктура для начала строительства. В соответствии с ФЗ, в рамках особой экономической зоны тоже предусмотрено снижение ставки по налогу на прибыль, ускоренный порядок признания расходов на НИОКР, льготная ставка по налогу на имущество. Это всё тоже можно в федеральном законодательстве предусмотреть. Кроме того, как я уже говорил, о деятельности комиссии при губернаторе о поддержке проектов, которые имеют приоритетное значение. Существует такая практика, что в соответствии с указом губернатора, в случае если проект признан значимым для региона и это какое-то новое строительство, для инвестора со стороны надзорных органов сокращаются сроки согласования предпроектной, проектной, проектно-сметной документации предоставления земельных участков для реализации проектов. В принципе, определённые меры господдержки созданы. Но все, же некоторые проблемы по реализации, безусловно, имеют место быть. Мы планомерно занимаемся созданием более рациональных условий, которые позволят обеспечить большую доступность для бизнеса этих мер господдержки. Вместе с тем, надо понимать, что есть законодательство, которое обязывает нас осуществлять предоставление какой-либо поддержки на конкурсной основе. И мы это просто перечеркнуть не можем, потому, что есть и прокуратура и другие надзорные ведомства и по спектру мер господдержки мы тоже, соответственно, ограничены. Ранее бюджетный кодекс предоставлял право предоставлять бюджетные кредиты. В настоящий момент не имеем подобных полномочий для предоставления данного вида господдержки. По нашему мнению, наиболее доступными формами господдержки сейчас являются субсидии на погашение процентной ставки по кредитам, субсидии на проведение НИОКР. Есть ещё такая форма, как государственные гарантии Свердловской области по реализации тоже конкретных проектов. Что касается мер господдержки, я бы, в принципе, закончил. Единственное, хотел бы остановиться на выставочно – ярмарочной деятельности. Правительством утвержден перечень выставок, которые поддерживаются и проводятся с его участием. Нами практикуется включение субъектов хозяйствования напрямую в состав официальных делегаций. Кроме того, предусмотрена частичная компенсация затрат на участие в выставках для малого и среднего бизнеса. На базе Торгово-Промышленной Палаты проводится, и мы всегда малый, средний бизнес и крупные предприятия приглашаем к сотрудничеству, установление взаимовыгодных связей, обмен опытом и просто информационный обмен".

Аверин Е.Б.: "Спасибо. Я предлагаю высказаться. Может быть, кто-то по обсуждению выступления Михаила Энгельсовича и Павла Сергеевича хочет спросить?"

Рыжов С. Н. ("Пепперл+Фукс"): "Ещё один вопрос. Типичная компенсация участия в выставках касается каких фирм? Только Свердловской области или иных субъектов тоже?"

Матафонов М.Э.: "Как представитель Комитета промышленной политики и развития предпринимательства Администрации города Екатеринбурга скажу, что для нас, конечно важно, чтобы фирма работала здесь. Вы можете быть представительством и зарубежной компании, но здесь вы должны быть как-то зафиксированы. Мы бы с большим удовольствием помогали и фирмам из Челябинской области, но подобные нюансы проверяет прокуратура".

Рыжов С.Н. ("Пепперл+Фукс"): "Так выставки проходят на Вашей территории. Ведь существует новый комплекс у аэропорта. Огромный, отличный. Но сколько я бывал на выставках в этом комплексе, выставка занимает всего 30%, может быть, 50% площади комплекса. Для всех полезно было бы заполнить всю территорию экспонентами. Правда, ещё стоянка у комплекса совсем провалилась. Но это исправят, наверное".

Матафонов М.Э.: "Давайте вернёмся ближе к обозначенной теме. Эти вопросы не совсем выставочные".

Рыжов С.Н. ("Пепперл + Фукс"): "Эта тема важна для развивающихся предприятий, которые не могут отложить по 200-300 тысяч рублей на большой стенд, а хотели бы участвовать. Это для них важно".

Матафонов М.Э.: "В городе Екатеринбурге существует определённая система поддержки выставочных мероприятий. Во-первых, - это информационная поддержка. А во-вторых, - персональная компенсация, персональная помощь. Если субъект малого или среднего бизнеса планирует участие в выставке, то мы, соответственно, заключаем договор на компенсацию участия в стенде. То же самое делается на уровне федерации. Вы покупаете площадь, я Вам компенсирую 50% в рамках программы. Есть также соответствующее постановление главы администрации о том, что мы поддерживаем ряд выездных выставок, на это выделяются бюджетные средства. В частности, наш комитет поддерживает 2 выставки. Первая - это выставка "Медика", самая мощная выставка производителей сложной медицинской техники. Вторая выставка информационных технологий и телекоммуникаций в Ганновере. Наш комитет, как представитель Администрации, покупает стенд, а предприятия малого бизнеса, входящие в состав делегаций, за стенд не платят".

Кирченов А.Ю.: "Она обычно проходит в марте?"

Матафонов М.Э.: "Да, прошу прощения. Выставка в Ганновере проходит в первую неделю марта с 3 по 10. Я вас всех приглашаю принять участие в следующем году".

Кирченов А.Ю.: "А "ГанноверМессе"?"

Матафонов М.Э.: "В прошлом году мы были на "Ганновер Мессе". Эту выставку поддерживает Правительство области. Традиционно туда выезжают губернатор области, Министерство промышленности и науки. Я надеюсь, что в ближайший год у нас опять всё восстановится, делегацию будет формировать Минпром и, соответственно, компенсировать расходы на участие. В правительстве совершенно другие деньги. Я вас приглашаю на следующий год присоединиться к нам и принять участие в выставке. Администрация выделяет деньги. У нас есть идея. И если она у нас реализуется, тогда компаниям участие в выставке обойдется значительно дешевле. Держите связь с нами".

Лыжин П.С.: "Я тоже прокомментирую выставочную деятельность. Вообще, правительство Свердловской области, и Министерство промышленности в частности, всегда поддерживали выставочные мероприятия, в первую очередь для социально-значимых организаций. Вы знаете, что в области есть порядка 6-8 организаций Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих. На данных предприятиях используется для производства продукции труд инвалидов. И вот для них мы всегда предусматриваем бесплатное участие. Например, конкретно по ним мы с организаторами выставок договариваемся для их представления. Если говорить по выставке "Иннопром", то для ключевых участников мы всегда отдавали льготы. Т.е. есть для оператора, Министерством промышленности составляется перечень, в который включается по просьбе организаций перечень экспонентов, которые размещаются на льготных условиях. Это будет и в этом году, но в случае если организация, во-первых, на выставке размещает какой-то натурный образец, условно говоря, электродвигатель, дизель или какой-нибудь другой агрегат. И, во-вторых, если компания имеет инновационное направление. Мы можем рассматривать эти предложения и принимать по ним решения. Соответственно, по льготному участию на "Иннопроме", потому что правительство Свердловской области является изначально инициатором этого мероприятия. В отношении планов выставочных мероприятий, которые проводятся при поддержке Правительства Свердловской области. Соответственно, на каждый текущий год правительство Свердловской области принимает постановление правительства, в котором указан перечень выставок, как российского, так регионального и международного значения, которое проводится с нашим участием. Тоже касается и стенда Свердловской области на международных выставках. По заочному участию - если Вы хотите, то можете материалы какие-нибудь разместить на стенде Свердловской Области".

Аверин Е.Б.: "Спасибо, если есть вопросы – задавайте".

Галустов А.С.: "Я хотел обратить внимание на то, что на самом деле поддержка из Свердловской области в Екатеринбурге чувствуется хотя бы в том, что есть такие встречи. Потому, что не в Москве, не в Новосибирске, по-моему, даже мысли не возникало встречаться с правительством. То, что нам сейчас рассказывают, конечно, к нам мало отношения имеет, т.к. наша компания предлагает автоматизацию зданий. Как можно помочь нашей компании?"

Матафонов М.Э: "Вы как раз пришли в тот дом, где всё и происходит. Мы готовились к встрече с Павлом Сергеевичем, обсуждали, чем мы можем помочь Вам, какую информацию донести до Вас, для развития вашего бизнеса. Что касается Вашего вопроса, то здесь всё понятно. Город Екатеринбург уже на протяжении 2-х лет сдаёт по 1 млн. квадратных метров жилых площадей, 1 млн. кв. м. офисов. Это супер-рекорд на душу населения. Поэтому здесь всегда надо искать контакты. Это не так просто. Но капля камень точит. И надо ходить, и надо предлагать. И как бы мы ненавидели все эти конкурсные процедуры, но всё осуществляется по конкурсу и деваться от этого, к сожалению, некуда. Что касается системы автоматизации - понятно, что мы вам должны, прежде всего, обозначить те направления, те сферы деятельности, те точки экономического роста, какие есть в городе. И в Екатеринбурге важнейшее направление – строительство. Но не надо забывать и про промышленное развитие, про проблемы модернизации промышленного комплекса. Особенно это касается машиностроения, потому что именно на машиностроение приходится 40% выпускаемой продукции в городе Екатеринбурге. Плюс ко всему, у нас очень развита пищевая промышленность. На неё приходится 17%. На химию, вместе с производством резинотехники – до 10%. Это достаточно много. Это сфера достаточно активно развивается, в нее вливаются очень большие деньги. Плюс ко всему, не секрет, что у нас в Екатеринбурге есть большое количество предприятий военно-промышленного комплекса. И туда в рамках государственной политики вкладываются приличные деньги. Нужно работать с соответствующими союзами. Другого пути нет. Понятно, что там тоже везде конкурсы и всё расписано, разложено. Но, тем не менее, на союзы, на представительства, на предприятия выходите напрямую. Прежде всего, на союз машиностроителей и союз "оборонщиков". Гигантские деньги вкладываются сейчас в химию. У нас утеряно 1 предприятие в химической отрасли. Это химический завод в Екатеринбурге. Всё остальное достаточно активно развивается. Уральский завод резиновых технических изделий находится на стадии мощной модернизации. Туда вкладываются большие деньги, как и в автотехнику. Другое дело, заходить туда традиционно сложно. Потому, что там есть "хозяин".

Рыжов С.Н.: "А можно ли получить через представителей городского правительства, областного правительства, некий список не закрытых, а открытых предприятий, которые в Екатеринбурге и в Свердловской области планируются к открытию? Те, что ещё не названы. Я, к примеру, названные предприятия знаю и с ними контактирую. Но есть, наверное, другие, о которых никто не знает. Как бы этот список получить?".

Матафонов М.Э.: "У нас есть web-портал администрации города Екатеринбурга, где на страничке Комитета промышленности и развития предпринимательства есть реестр всех наших предприятий с прямой ссылкой на сайт. Всё абсолютно открыто".

Аверин Е.Б.: "Михаил Энгельсович, Вы всё верно сказали. Есть союзы промышленников. Как мы организовываем своё взаимодействие. Мы обращаемся в комитет по строительству, комитет химических предприятий, "оборонщиков". У каждого из них существуют сайты. Т.е. список членов этих союзов есть".

Матафонов М.Э.: "У нас в городе при главе администрации действует Координационный совет по промышленной политике, раньше его возглавлял Аркадий Михайлович Чернецкий. Если Вам интересно "раскрутить" какую-то тему - проблемы модернизации, проблемы автоматизации предприятий, я вам ответственно заявляю, что готов подготовить и провести совет по нужной для Вас тематике. Не надо забывать про механизмы, которые есть и действуют. Кроме того, в каждом районе существуют Советы Директоров, а еще создано отделение Союза Промышленников и Предпринимателей по городу Екатеринбургу, которое возглавляет Баландин Александр Иванович, и в каждом районе есть свои отделения. Это и есть так называемая "тусовка". Жизнь так устроена. И на Западе такой подход. Через завтраки, через ужины, через встречи между собой контактируют. Завтра у нас, например, администрация одного из районов в рамках презентации Торгово-Промышленной Палаты проводит большую встречу с промышленниками. Торгово-Промышленную Палату возглавляет сейчас Беседин Андрей Адольфович, истинный машиностроитель, работавший, в том числе, директором "Химмаша". В Уральской Торгово-Промышленной Палате 600 членов, которые могут напрямую от вас получать предложения и рассылку. Совершенно нормальный механизм. Ещё раз повторяю, что мы абсолютно открыты".

Лыжин П.С.: "Я бы хотел немного с другого начать. Что касается маркетингового продвижения. Безусловно, надо понимать, что власть - не ваши службы маркетинга и этими функциями мы не будем заниматься. Но, тем не менее, мы пассивную поддержку нашим производителям, нашим разработчикам, нашим научным организациям, которые существуют и работают на территории Свердловской области, оказываем регулярно. Могу сказать, что 5 июня для производителей коммунальной техники, которые работают на территории Свердловской области, мы проводим крупное совещание на базе "УралТрансМаш". Именно по вопросу продвижения продукции Свердловской области на наши, свои же рынки. В частности, мы пригласили порядка 30 глав муниципальных образований. Если говорить с точки зрения обмена опытом, то наша задача способствовать сбыту местной продукции на местном рынке, чтобы не упускать финансовые средства из региона. Если говорить с точки зрения тех инвестиционных проектов, которые реализуются на предприятиях Свердловской области, насколько я понимаю, автоматизация касается, прежде всего, трёх основных сфер. Это металлургия, химия и тяжёлое машиностроение. Поскольку я являюсь представителем машиностроения, поэтому, представлю более полную информацию по данной отрасли. Крупные инвестиционные проекты реализуют Завод имени Калинина, "Уралвагонзавод", до 2015 года есть программа на 103 миллиарда рублей. Ряд других предприятий ОПК. Если говорить по гражданскому машиностроению, это "Уралмаш", там объём инвестиций на этот год предусмотрен порядка 2-х миллиардов, "Химмаш" объём инвестиций порядка 1 миллиарда. Соответственно, инвестиционные программы включают в себя не просто приобретение продукта, а попутное его сопровождение средствами автоматизации. Что мы говорили по поводу возможных эффективных механизмов Вашего участия на этих предприятиях? Тут однозначно я поддерживаю Михаила Энгельсовича. Необходимо вести предметную работу с нашими отраслевыми союзами и Торгово-Промышленной Палатой. На базе Союза Машиностроителей, Союза Оборонных Предприятий ежеквартально и раз в год, проводится крупное собрание всех членов. Там участвуют, если это говорить о Союзе ОПК, до 80% - это первых лиц, т.е. генеральных директоров предприятий, с которыми можно обсуждать конкретную реализацию конкретного проекта. Также, союзы можно использовать, как для первой рассылки информации, организации на их базе каких-то тематических совещаний. В принципе, это всё. Если вам это интересно, это достаточно просто и легко решается. Все руководители открыты к информационному общению. Представители оборонно-промышленного комплекса и тематические комитеты. Комитет по подготовке кадров, Комитет главных технологов. Если говорить по другим отраслям, в химии в Нижнем Тагиле у нас разрабатывается крупный проект по созданию химического кластера. Там есть "ХимпакТагил". Порядок инвестиций там, тоже около 3-х миллиардов. Если говорить о городе Екатеринбурге, то Вы в курсе, что сменился сейчас собственник у концерна "Калина". И там идёт переустройство оборудования и внедрение новых технологий. Одним из возможных направлений сотрудничества можно "Калину" рассмотреть. Но если говорить по металлургии, то столкнулись со следующим опытом. Как правило, при реализации инвестпроектов, получается так, что участвуют там, по большей мере, не наши отечественные предприятия и организации. И связано это, прежде всего, с той комплексностью продукта и решения, которые предоставляется в конечном итоге. Т.е. фактически получается, что потребитель на всём жизненном цикле продукта, сталкивается со многими участниками, но он не заинтересован общаться отдельно. Отдельно с проектировщиками, отдельно с изготовителями, отдельно с сервисными организациями. Т.е. ему нужен один, грубо говоря, заказчик, который комплексно обеспечит на протяжении гарантийного, постгарантийного обслуживания жизненный цикл работы оборудования. А если говорить по гражданскому машиностроению, то там вопросов, с точки зрения какого-то обмена опытом, никогда не возникает и узкие специалисты предприятий всегда открыты к общению. Мы недавно собирали литейщиков. Не ожидали, что откликнется столько заинтересованных представителей предприятий. В наш адрес поступали обращения от ряда организаций, которые занимаются поставкой литейного оборудования. Мы преследовали немножко другую цель – не продвижение, а цель создания межрегионального координационного совета, который бы объёдинил главных металлургов предприятий, с целью рассмотрения механизмов модернизации этого производства в первую очередь на машиностроительных предприятиях. Люди просто давно между собой не общались. В принципе, если по Вашей сфере говорить, то это тоже будет интересно. Надо использовать возможности и Торгово-Промышленной Палаты, поскольку она сейчас немножко другой облик приняла и уже открыта к общению".

Шохирев А.А. ("Техноаналит"): "У меня вопрос по тематике, которой занимаемся мы ("Техноаналит"): автоматизация химического анализа и экологический контроль. Скажите, пожалуйста, в городе и в области планируется ли программа по химическому мониторингу выбросов воды и дымовых газов? Например, у наших соседей в Челябинской области, принята программа, инициированная Министерством промышленности и природных ресурсов по внедрению автоматических постов мониторинга дымовых газов с вычислением объёмов валовых выбросов загрязнений на промпредприятиях. Фактически, по этой программе на каждой трубе должен стоять прибор учета объёма и состава выбросов (по воде и газам). У нас экология в городе не самая лучшая и мы бы хотели принять участие в такой экологической программе как поставщики приборов учета сточных вод, систем газового анализа и т.д.".

Матафонов М.Э.: "Более компетентно на этот вопрос, наверное, ответил бы Архипов Сергей Александрович – председатель Комитета по экологии. Для Екатеринбурга главная проблема - это, конечно же, автомобильный транспорт. В цехе холодной прокатки ВИЗа проблем с точки зрения каких-то выбросов нет. Есть проблемы в металлургическом производстве "Уралмаша". У нас на полигоне стоят датчики по выбросам метана, которые формируются полигонами ТБО. Что касается конкретных датчиков по воде – тут надо разговаривать. Вопрос задан правильный. Если есть какие-то предложения, я готов содействовать тому, чтобы войти в нормальный позитивный контакт с комитетом по экологии. Давайте будем общаться, я готов".

Шохирев А.А.: "Хорошо. А что со сточными водами? У нас в Екатеринбурге только Водоканал имеет коммерческие узлы учета сточных вод на выходах Южной и Северной Аэрационных Станций. Когда же промпредприятия начнут заниматься учетом стоков?"

Матафонов М.Э.: "По промышленным предприятиям лет 5 назад пытались поменять ситуацию. Есть проблема по "Уралмашу", по металлургическому производству. Всё остальное - это машиностроение. Машиностроение - это чистое производство и даже сверхчистое производство, если взять, к примеру, завод "Три тройки". Везде по машиностроению проблема - гальваника. Пытаемся решить этот вопрос путем создания цеха гальваники на базе 404 завода. Но эту проблему следует детально обсудить с экологами".

Лыжин П.С.: "Но стоит отметить, что на турбинном заводе планируется реконструкция очистных вод. У нас также есть Министерство природных ресурсов и Министерство ЖКХ, там есть ведомственная программа. Но, с точки зрения финансирования, я не готов ответить, пытаемся участвовать, с целью продвижения своих производителей, чтоб при реконструкции использовалось наше оборудование. Вот с этой точки зрения, мы пробуем взаимодействовать".

Аверин Е.Б.: "Я думаю, что на 2-й вопрос исчерпывающую информацию мы получили. Что касается первого вопроса, то каждый свои "болячки" может долго рассказывать, проблемы организации конкурентоспособного производства. Поэтому, оставим эти обсуждения. А вот 3 вопрос, который сегодня планировался для обсуждения в ходе круглого стола, меня сильно интересует. Это вопрос подготовки кадров. Сегодня уже было озвучено на конференции, что даже в Европе сейчас трудно найти квалифицированных технических специалистов, не говоря уже о нас. Честно говоря, я наблюдаю, что качество нашего высшего образования очень страдает. У меня дочь преподаёт на радиофаке, получает зарплату 5 тысяч-7 тысяч, как молодой специалист. Преподаватель английского языка, работает на полной ставке".

Рыжов С.Н.: "В Челябинском ЮУРГУ доцент, кандидат наук 9 тысяч рублей получает. Это разве нормально?"

Аверин Е.Б.: "Чему она сможет научить? Я считаю, что это прямым образом сказывается на подготовке кадров. Если нас готовили в 70-80-х годах, так что… Но, мы скоро уйдём. Кто останется? Молодёжь конечно грамотная, но опыта у неё нет".

Рыжов С.Н.: "Может быть, не все помнят. Я хочу немного пояснить. Когда мы учились в 70-80х годах, доцент, кандидат получал 320 рублей. Это стандартная была ставка. Плюс люди ещё по "хоз.темам" дополнительно получали. Итого, доцент в месяц получал около 450 рублей. Это была достойная зарплата доцента, кандидата наук. Притом, что рабочий квалифицированный получал около 200 рублей. Вот, оцените соотношение. Действительно уважаем и престижен был труд квалифицированного преподавателя института - в 2 раза по отношению к зарплате рабочего. Не умаляю рабочего, конечно. А сейчас какое соотношение? Обратное! Вот и пришли к нынешнему качеству образования".

Аверин Е.Б.: "И выпускники такие выходят. Ко мне пришёл аспирант физтеха и попросил документацию какого-то прибора на русском языке. Я говорю: "Нет. А ты по-английски не умеешь читать?". Он отвечает, что не умеет. Аспирант физтеха, английского технического не знает. В наше время такое просто невозможно было".

Лыжин П.С.: "Давайте я поделюсь опытом. Могу сказать, что проблема дефицита, как лиц с высшим профессиональным образованием, так и просто рабочих, для работы на предприятии, в настоящее время является одной из серьезнейших. Последнее время, во время визита заместителя председателя Правительства России Д.О. Рогозина 21 апреля, эта проблема обсуждалась. Как правило, предприятия решают этот вопрос своими силами. В первую очередь, заключают договор с учебным учреждением на подготовку профильных специалистов. Для конкретного предприятия формируется группа, которая определённым образом готовится к работе на этом предприятии по тем требованиям, которые выставляет предприятие к их уровню. Давайте обсудим тему центров обучения и переподготовки. В регионе по станочникам, к примеру, действует 4 центра на базе ЗИКА, "Уралмашзавода", на базе РГППУ, Пумори-СИЗ. Это центры, где непосредственно профильно обучаются работники предприятий на оборудовании, под конкретные задачи предприятий. Если говорить, ещё о такой форме, как завод-втуз, которая раньше существовала. У нас сейчас на "Уралтрансмаше" планируется, что предприятие выделяет бывшее ОБК. Его переобустроят под общежитие на 140 обучающихся для работы по следующей схеме. Завод набирает работников, как правило, не с регионального центра, а из области. Работники приезжают днём работают на предприятии, а вечером они непосредственно обучаются по вузовской программе. Договор у них заключён с Уральским Федеральным Университетом. Тот же Механический институт тут участвует. Мы знаем - проблема существует. Какого-то централизованного решения её, до настоящего момента, нет. И мы исходим из того, что кадровыми вопросами сейчас просто вынуждены заниматься напрямую работодатели. Если говорить о том, насколько выпускники соответствуют тем требованиям, которые к ним предъявляют работодатели, мы знаем эту проблему, это проблема федеральная. У нас есть свои предложения. Мы руководству Правительства Российской Федерации не раз обозначали и передавали свои предложения по созданию на базе института специализированных кафедр, в т.ч. по подготовке работников, прежде всего для ОПК потому, что там специфика немножко другая и специалистов катастрофически мало остается. Приходится работодателям на принципах частного государственного партнёрства такую проблему решать самостоятельно. Всё, что касается, аккредитации, сертификации вот этих программ и стандартов, это мы со своей стороны содействуем".

Матафонов М.Э.: "Я могу подтвердить. Буквально вчера ко мне обращается начальник отдела кадров одного из самых знаменитых наших заводов - Завода Калинина. Раньше они готовили своих специалистов, "заказывали" в Питере. Сейчас у нас есть замечательный город Челябинск и соответствующий институт - ЧПИ. Есть Уральский Федеральный Университет. Попросили как раз администрацию выступить в качестве некоторого гаранта того, что человек будет трудоустроен на заводе. То, что Вы сейчас поднимаете вопрос согласования программ, - это уже продвижение вперед. На всех уровнях мы должны об этом говорить. В частности, при министре Нестерове на уровне города Екатеринбурга организовали согласование программ учреждений начального, среднего, профессионального образования и плана приёма в эти учреждения. Приглашаю и Вас принимать участие в этой работе. В рамках нашего стратегического планирования мы уже давно пытаемся реализовать проект "Екатеринбург – центр профессионального образования" и проект "Центральное кадровое агентство". Еще лет 10 назад я пытался придумать некий механизм, который бы позволял ребёнку сделать правильный выбор профессии. Т.е. мы говорили ему - иди в машиностроители, электронщики или другие сферы, которые более перспективны, с точки зрения, даже элементарно, денег. Поэтому у меня возникла идея, не создать ли нам некий ресурс в виде фирмы под названием "Центральное кадровое агентство", которое бы занималось прогнозированием и говорило, какая специальность через определённое количество лет будет перспективна. Сейчас ситуация поменялась. Интернет стал практически неограничен, в стране всеобщая информатизация, опять все вернулись к этой идее. Так называемое "Центральное кадровое агентство" должно стать неким информационным ресурсом, который будет учитывать 2 основных элемента. Первый элемент - это потребности работодателя, где можно посмотреть, что же можно получать на предприятии, какой профессиональной компетенцией человек должен обладать. И вторая часть это ресурса – это учреждения профессионального образования, которые предлагают свои образовательные программы. Обкатывать идею "пилотного" проекта Центрального кадрового агентства будем на наших уважаемых партнерах - предприятиях союза оборонщиков, союза машиностроителей. А вас мы приглашаем в качестве участников проекта. Надо понимать, что будет востребовано, и что сейчас нужно. Это очень важно. Необходимо менять эту ситуацию в стране, когда дети имеют право выбирать ЕГЭ. Потому, что большинство всячески отметают физику, а без физики современный человек в великой стране, коей является Россия, существовать не может. Мы должны именно государству говорить о том, что без физики, без принудительной сдачи ЕГЭ по физике у нас ничего не будет. Должны дети знать физику. Если у нас обязательны русский язык и математика, а остальное по выбору, то выбирают обществоведение. Но это неправильно. Про английский язык надо вообще проговаривать, потому что программисты, которые не говорят по-английски – это не программисты. Чемпионат Мира по программированию в городе Екатеринбурге - тоже близкая Вам тема. Поэтому мы опять призываем в рамках круглого стола - давайте сотрудничать. Всё, что можем мы на своем уровне пытаемся делать, но есть такое понятие "частно-государственное партнерство", а в данном случае, это как раз именно партнерство по формированию общественного мнения".

Аверин Е.Б.: "Может быть, стоит завершить официальную часть?"

Матафонов М.Э.: "Плавно переходим к неофициальной части. На самом деле, меня очень радует, что у нас действительно есть конкурсы на такие факультеты как Физтех, Радиофак. Но, действительно проблема с физикой, проблема с английским. Вот как её решать, каким способом?"

Аверин Е.Б.: "Ну, технический язык можно и без носителя изучать".

Матафонов М.Э.: "Технический язык – да. Откровенно говоря, по образованию я экономист, первая часть моей жизни была связана с институтом экономики. Но, тем не менее, тема невероятно интересная. Мы с Дмитрием Вячеславовичем слушали первые доклады, понимали, что мало что понимаем".